Автомобили БАЗ: Новый взгляд на тяжёлые грузовики
Год назад мы обсуждали тяжёлые грузовики марки БАЗ, которые были сконструированы на основе технологий, разработанных в Брянском заводе колёсных тягачей (БЗКТ). Производственные мощности находятся в Шушарах под Санкт-Петербургом, на территории, где раньше собирали автомобили марки MAN. Изначально проект стартовал на Обуховском заводе, который является частью корпорации «Алмаз-Антей», однако позже было создано отдельное юридическое лицо под названием «Романов» для работы с гражданской продукцией.
Концепция разработки тяжёлого грузовика с независимой подвеской для всех колёс и возможностью использования на дорогах общего назначения была внедрена в 2021 году. В январе 2022 года стартовали работы над конструкцией, а результаты были готовы уже в 2023 году с завершением работы над ходовым макетом. В этом году начнётся сборка моделей на шасси 6х6, включая седельный тягач, самосвал, бортовую платформу и само шасси. Заказчики смогут выбрать одну из пяти различных кабин.
По словам Александра Бредихина, руководителя маркетинга компании, целью АО «Романов» является достижение продаж на уровне 2000 автомобилей в год в течение следующих трёх лет. К 2026 году ожидается, что будет реализовано около 600 автомобилей, что предусмотрено специальным инвестиционным контрактом. Также он отметил, что на следующий год уже имеется больше заданий, чем компания сможет произвести. Российский рынок автомобилей 6х6, по его прогнозам, составляет около 6000 единиц в год, и достигнутые цели не кажутся недостижимыми.
Один предсерийный экземпляр уже передан в Газпром для опытной эксплуатации в посёлке Ямбург, находящемся за Полярным кругом. В ближайшее время Газпром получит ещё одну модель для работы в Краснодаре. Через полгода «Романов» планирует получить отчёт о результатах использования и войти в тендеры компании.
На следующем этапе работы начнётся разработка версий 8х8 и 10х10. По словам Бредихина, модульная конструкция платформы БАЗ позволяет добавлять количество осей, что упрощает унификацию компонентов. В частности, первая и третья оси практически идентичны, а средняя конструкция обладает дополнительными возможностями для подруливания.
Давайте рассмотрим одобренную модель самосвала (модификации S31A50, S31A51), предназначенную для перевозки сыпучих грузов с механизированной разгрузкой. Кабина обладает каркасом из стали и панелями из пластика, а расстояние между осями может варьировать до 4800 мм. Полная масса автомобиля достигает 30 тонн.
Что касается двигателя, он отечественного производства — дизельный, 6-цилиндровый ЯМЗ-6531 с рабочим объёмом 11 122 кубических сантиметров и крутящим моментом 1790 Нм. Коробка передач имеет 9 ступеней. Также стоит упомянуть особенность раздаточной коробки, где первая ступень составляет 0,96, а вторая — 1,520.
Вернёмся к разговору с Александром Бредихиным. Мы спросили, не придётся ли БАЗ продавать свои автомобили с убытком, как делают некоторые конкуренты. Бредихин отметил, что у любого проекта есть этапы инвестиций без прибыли, однако спрос на их автомобили сохранится. Срок окупаемости, по его словам, составит менее 10 лет.