Кризис на рынке коммерческого транспорта: итоги пресс-конференции РОАД
На пресс-конференции ассоциации РОАД, состоявшейся 4 декабря в Москве, обсуждались проблемы на рынке легкого коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев отметил, что с 2016 по 2025 год количество среднетоннажных автомобилей сократилось на 25%, что привело к падению их общего числа с 2,3 миллиона до 1,727 миллиона. Увеличивается и средний возраст таких автомобилей, который уже достиг 28 лет. Во многих случаях компании продолжают эксплуатировать старую технику, например, автомобили ЗИЛ, особенно в удаленных регионах.
Информация о тяжелых грузовиках, предоставленная Максимом Шишко из "Глобал трак сервис", показала, что за последний год доля китайских компаний на рынке упала до 53%, в то время как российские марки увеличили свою долю до 38%. Общее количество сделок снизилось почти наполовину, и в 2025 году ожидается, что только 46 тысяч грузовиков тяжелого сегмента найдут своих покупателей. Подобная ситуация была только в кризисные годы 2009, 2014 и 2015.
Продажи тяжелых грузовиков в 2023 году достигли 125,7 тысячи единиц, однако избыточные запасы сказываются на дальнейших продажах. В условиях отрицательной маржи и снижения цен, некоторые компании идут на убытки, чтобы не оставаться со складскими запасами, что в 2025 году может усугубить ситуацию. В Китае на складах ожидают отгрузки много грузовиков, произведенных по российским стандартам, которые по-прежнему могут оставаться конкурентоспособными даже после 2026 года. К тому же многие перевозчики из-за кризиса не могут погасить лизинг на автомобили, что делает старые грузовики более привлекательными.
Основные китайские производители на российском рынке, удерживая низкие цены, продолжают работать в убыток благодаря дотациям. Это привело к ситуации, в которой большинство участников рынка сталкиваются с отрицательной маржой. По оценкам экспертов, в будущем сегмент HCV сохранит уровень продаж на уровне 4 тысяч единиц в месяц, что значительно ниже 10 тысяч в 2023 году. Перспективы улучшения зависят от изменения геополитической ситуации.
По итогам текущего года основным игроком на рынке HCV остаётся КАМАЗ с продажами 12,6 тысячи единиц и долей 30,1%. На вторых местах идут Sitrak, Shacman и FAW, в то время как российские производители Ural и Valdai занимают marginalные доли.